Психология

Страх в рукопашном бою

Психологическая подготовка в системе СБОР играет роль связывания воедино остальных дисциплин системы. Но сейчас мы обсудим её влияние на рукопашный бой. Наш разговор пойдёт о страхе. «Что толку от острого меча, если он в руках труса?», - вопрошает пословица. Ответ ясен: даже самые эффективные приемы не помогут тому, кто боится врага.

В группах по изучению приемов самозащиты ученики быстро обретают умение ловко справляться с условным противником, вооруженным учебным резиновым или пластмассовым ножом. Но как только тренер заменяет этот «клинок» на реальный нож, вся ловкость исчезает непонятно куда. Почему? Да потому, что страшно распороть себе руку или, не дай бог, живот. В этой связи простой пример: Любой человек может пройти, не оступившись, по длинной узкой доске, лежащей на земле. Но если он попытается сделать то же самое, на той же доске, поднятой на несколько метров от уровня земли, то это на порядок сложнее. Легко и свободно двигаться мешает страх высоты.

Страх мешает, ограничивает, сковывает, даже парализует. Установленный наблюдением за поведением военнослужащих в настоящем бою факт, показывает следующее: правильно и разумно действует, в лучшем случае, только четверть воинов. Три четверти отчаянно боятся погибнуть и потому погибают значительно чаще, чем те, кому удается избавиться от страха.

Не имеет значения, насколько реальна эта угроза. Она может быть кажущейся. Главное, чтобы тот, кто боится, воспринимал ее как настоящую. В зависимости от ситуации, переживание страха варьирует в широком диапазоне оттенков: смутное опасение, тревога, испуг, паника, ужас. В тех случаях, когда переживание страха достигает силы аффекта, оно навязывает индивиду стереотипы «аварийного» поведения, сложившиеся в процессе биологической эволюции, и подавляет на время все иные психические процессы.

В первую очередь исчезает возможность логически мыслить, действовать рационально и ловко. У людей, переживающих страх, имеют место следующие психические состояния: ажитация (внешнее проявление - бегство), ступор (внешнее проявление - оцепенение), сумерки сознания (внешнее проявление - неуправляемая агрессия). Именно бегство, оцепенение или агрессия являются стереотипными способами «аварийного выхода» из таких ситуаций, где данный человек неспособен найти разумное решение. Ажитация - на уровне физиологических ощущений - это учащение сердцебиения, поверхностное дыхание, бледность кожи, дрожание рук, слабость в ногах, сосание в животе, ком в горле, звон в ушах. Психологически ажитация выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. В двигательном плане реакция ажитации обусловливает совершение испуганным человеком простейших автоматизированных действий защитного характера. Например, он закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо или тело руками, пригибается к земле, отшатывается от источника опасности, делает шаги в сторону либо назад и т.д. При более сильном переживании страха может наступать состояние ступора. Оно проявляется в том, что человек сжимается в комок и застывает на месте, либо становится крайне медлительным и неловким. Это связано с тем, что страх влечет за собой уменьшение произвольной иннервации мускулатуры, а также сужение кровеносных сосудов. Иными словами, мышцы судорожно сжимаются, их кровоснабжение резко ухудшается, координация движений значительно нарушается.

Если переживание страха продолжает усиливаться, то наступает сумеречное состояние сознания. Внутренне оно выражается в провалах памяти (человек не помнит того, что он только что делал), алогичности мышления, эмоциональном перевозбуждении. Внешнее проявление сумерек сознания - это своего рода приступ безумия, непоследовательные и даже бессмысленные агрессивные действия в отношении источника страха. Часто говорят, что «страх придает силы». При этом обычно путают страх с гневом (яростью). Гнев действительно увеличивает произвольную иннервацию мышц, способствует расширению кровеносных сосудов, повышает мышечную работоспособность, хотя и ухудшает координированность движений. А действия в сумеречном состоянии лишены физической мощи. Итак, страх ослабляет, парализует либо вызывает «отчаяние обреченных», от которого, за редким исключением, нет никакого толка. Ярость же неотделима от желания отомстить, согнуть в бараний рог, растерзать. При этом человек тоже плохо помнит, что делал, легко переходит грань допустимого, не замечает реальной опасности, действия его хаотичны и неадекватны действиям противника.

Чувство страха, отравляющее повседневное существование, может быть связано с пережитой в прошлом опасностью или определяться мыслями о предстоящей смерти. Для психологической подготовки бойца существенно то, что и ситуативная эмоция страха, и страх как особенность личности имеют одну и ту же основу. Эта основа есть ощущение угрозы гибели, прекращения существования. Поэтому всё, что прямо либо косвенно ведет к смерти (хотя бы только в воображении данного человека), является причиной для возникновения у него эмоции страха. Необходимо также отметить, что человек, у которого преобладают астенические эмоции в структуре личности, испытывает страх чаще и сильнее, чем индивид с доминированием положительных эмоциональных состояний. У подготовленного бойца любая угроза, любая опасность, любая агрессия должна вызывать не страх, а положительные (стенические) эмоции. Чтобы такое стало возможным, необходимо решить в процессе подготовки две основные задачи:

1) Устранить из психики страх как таковой;

2) Научить сражаться в бою без участия сознания, на «автопилоте».

Тогда в любой ситуации, даже перед лицом реальной гибели, он сможет действовать свободно, без лишнего напряжения, наиболее эффективным способом. Если говорить кратко, то первая задача решается путем программирования личности (включая самопрограммирование); вторая - посредством самосозерцания (медитации). Рассмотрим оба пути подробнее. Чтобы навсегда избавиться от страха смерти, человеку прежде всего необходимо изменить свою личную шкалу ценностей. Ведь если самой большой драгоценностью считать собственную жизнь, то приступы страха в ситуациях, угрожающих ей, будут практически неизбежными. Иными словами, требуется, чтобы какая-то идея восторжествовала над животным инстинктом самосохранения. Люди поняли это давно. Далеко не случайно у японских самураев существовал подлинный культ смерти. Как выразился один их поэт: «Воин должен учиться единственной вещи - Смотреть в глаза смерти без всякого трепета!» Извечные враги самураев - ниндзя - практиковали приемы психологического тренинга, направленные на осознание и переживание своей будущей смерти. Именно с осознанием и переживанием ужаса ухода из жизни связаны ритуальные посвящения в тайных сектах и организациях разных стран и времен. Прочувствовать смерть, постичь ее тайну надо для того, чтобы перестать ее бояться. Не делать вид перед другими людьми, что изгнал из себя страх, а в самом деле устранить навсегда эту эмоцию из своей психики.

Перестав угнетать человеческое сознание, мысль о смерти дает возможность особенно остро чувствовать радость бытия, позволяет утонченно наслаждаться каждым его мигом. Пребывая в гармонии с естественным ходом событий и с самим собой, человек обретает тогда способность безмятежно «жить, когда правомерно жить, и бестрепетно умереть, когда требуется умереть». Не бояться смерти позволяют разные идеи. Для самураев главную роль играли понятия чести рода и личного долга перед господином. У современных европейцев определяющими являются иные понятия. Например, самоуважение, долг перед семьей, служение политической организации и т. д. В суете и заботах повседневного бытия мы почти никогда не задумываемся о том, насколько важно человеку уважать самого себя.

Итак, сделаем вывод: существуют такие духовные ценности, которые, в самом деле, дороже жизни. Для верующего человека ими могут быть религиозные идеи; для людей, вовлеченных в политическую борьбу - идеи общественной справедливости, патриотизма, верности вождям и т.п.; для воинов - самоуважение и долг перед близкими людьми. Важно для наших рассуждений не конкретное содержание подобных ценностей, а отчетливое понимание того, что в душе каждого человека есть нечто святое. Если он позволит другим растоптать свою собственную драгоценность, то никогда больше не сможет жить по-человечески. Поэтому лучше не позволять никому покушаться на нее, чего бы это ни стоило. Лучше умереть, чем допустить надругательство! Смерть неизбежно приходит к любому человеку, только никто не знает заранее, когда ее надо ждать. Есть ли смысл бояться неизбежного? Стоит ли ради того, чтобы прожить немного дольше, позволять вытирать о себя ноги и, образно выражаясь, «жрать дерьмо»? Честь, достоинство, гордость, самоуважение и уважение других людей - все это не пустые слова. Это такие вещи, жить без которых невыносимо тяжко. А потому ради их сохранения можно и нужно жертвовать своей жизнью! И, следовательно, надо всегда быть готовым к встрече со смертью, независимо от того, сколько успел прожить на свете и какие дела тебе еще надо сделать.

В плане психологической техники сказанное здесь означает следующее. Человек усваивает в процессе жизни различные нормы и ценности (плохо - хорошо, красиво -безобразно, справедливо - несправедливо, достойно - унизительно и т.д.). Это и есть программирование, задающее общее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей любого человека. Нас стихийно программирует тот гигантский поток информации, который проходит сквозь психику в течение жизни, особенно в детстве и юности. Самопрограммирование - упорядочивание этого процесса, в ходе которого он становится целенаправленным, последовательным, систематичным. Вот зачем требуется какая-нибудь доктрина (политическая, религиозная, моральная, все равно какая). Она дает человеку опору в его размышлениях, позволяет оценивать и выбирать, указывает путь, освещает этот путь высшим смыслом. В рамках обсуждаемой нами проблемы крайне важно, чтобы такая доктрина допускала и оправдывала самопожертвование во имя принятых данным человеком ценностей и норм. Человек должен «знать», что смерти бояться нельзя, что есть вещи, которые дороже жизни, Это необходимо перевести ее из сферы сознания в бессознательную сферу психики. Надо составить перечень («пакет") конкретных «команд» для нашего биокомпьютера. Такие команды должны быть короткими, ясными, выраженными в форме положительных утверждений (без частицы «не», без слов «нет», «никогда», «нельзя»).

Например, они могут выглядеть следующим образом: «Я долго и качественно готовился к подобным боям. На моем счету уже есть победы. Я хорошо владею защитой и действую на опережение. Мои действия доведены до автоматизма, отработано объемное зрение. Врасплох меня не застать. Я должен победить! Я наслаждаюсь процессом боя! Я преодолею любую опасность!» Иными словами, «пакет команд» есть своеобразный «кодекс мужества». (Как тут не вспомнить «кодексы чести» традиционных восточных школ!) Требуется не просто выучить его наизусть, а именно ввести в бессознательную сферу психики. Отмечен очень интересный феномен: при правильном вводе программы (пять, максимум десять команд), она начинает работать независимо от сознания. То есть, заданное программой поведение реализуется в экстремальной ситуации как бы само собой, без видимого вмешательства воли и без насилия над личностью.

В самопрограммировании внимание сосредотачивается на своих положительных качествах. Все должно быть логично и соответствовать реалиям. Иначе это самоуговаривание, а не программирование. Труд и успехи предшествующей подготовки являются базой для боевого настроя.

Устранить страх можно двумя путями. Первый, о котором уже сказано выше, это подавление животного инстинкта самосохранения логикой разума. Второй путь - устранение страха за счет отключения сознания и перехода к действиям на «автопилоте». В этом случае бессознательная сфера психики, натренированная соответствующим образом, в упор «не видит» угрозы гибели, и потому «не боится». В идеале, оба этих пути должны быть синтезированы. Когда мозг не перегружен детальным обдумыванием доведённых до автоматизма действий, а свободен для логического обдумывания ситуации в целом, решения становятся правильными, а действия свободными, легкими и уверенными.

Чтобы лучше разобраться в обсуждаемой проблеме, посмотрим на нее, в плоскости мышления. Мышление - это процесс переработки информации, поступающей в мозг через органы чувств (зрение, слух, кинестетические ощущения, обоняние), а также изнутри организма. В результате переработки наш биокомпьютер (центральная нервная система) «выдает» команды в виде импульсов, «бегущих» по нервной сети и управляющих всеми нашими движениями, действиями, поступками. Выделяют 3 вида мышления:

• Наглядно-действенное, основанное на интенсивном и разнообразном манипулировании собственным телом, а также предметами окружающего пространства;

• Наглядно-образное, основанное на эмоционально - чувственном восприятии предметов и явлений «вне» и «внутри» организма;

• Абстрактно-логическое, понятийное, знаковое мышление, основанное на отображении причинно-следственных связей, тесно связанное с памятью о прошлом, предвидением будущего и осознанием самого себя.

Легко понять, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление составляют животную стадию развития человеческой психики. Но в то же время именно эти два вида мышления наиболее существенны для рукопашного боя. Абстрактно-логическая его разновидность в бою скорее помеха.

Абстактно-логическое мышление отражает закономерности и причинно-следственные связи. Это понятийное мышление. С помощью него рассчитывается вероятность возникновения конфликта, пути и способы его решения, а также предварительные и последующие действия для достижения намеченной цели. Оно работает на избавление от страха в предбоевых ситуациях. Непосредственно в бою оно скорее помеха

В этой связи рассмотрим вопрос о функциональной асимметрии головного мозга человека. Установлено, что психические функции распределены между левым и правым полушариями. Функцией левого является оперирование словесно-знаковой информацией, а также чтение и счет. Функцией правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений, распознавание сложных объектов (например, лиц, фигур, цвета) и т.д. При этом различия между полушариями определяются не тем, какой материал они получают от органов чувств, а тем, как они его используют (перерабатывают). Левое полушарие «заведует» абстрактно-логическими способами переработки, правое - наглядно-образными и наглядно-действенными. Левое работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое перерабатывает информацию одновременно (симультанно) и синтетически, мгновенно «схватывая» многочисленные свойства объектов восприятия в их целостности, нерасчлененности. Функциональная асимметрия заложена в человеке только как предпосылка, а окончательно формируется и корректируется конкретными условиями жизни, обучения, воспитания. Из всего сказанного о видах мышления и функциональной асимметрии головного мозга следует ясный вывод: для успешного ведения рукопашного боя человеку надо активизировать (усилить) функции правого полушария и ослабить, «притормозить» деятельность левого.

Стоит напомнить: правое полушарие отвечает за положение тела в пространстве и ориентацию в нем, за координированность и скорость движений. Переживание любой ситуации в развертке ее пространственно-временных характеристик тоже осуществляется правым полушарием, работа которого позволяет человеку ощущать себя «здесь» и «сейчас», в конкретной данности происходящего в текущий момент времени. Поэтому усиление активности правого полушария, его доминирование над левым, как бы раздвигает рамки ощущения времени, «продлевает мгновение». Внешне это выражается в ускорении ответных реакций тела. Дело в том, что на абстрактно-логическом (словесном) уровне мышление успевает переработать не более 100 единиц информации в секунду, тогда как на образном и сенсомоторном (двигательном) уровнях - до десяти миллиардов единиц! Благодаря этому, «ум тела», освобожденный от «цепей разума», практически мгновенно запускает нужную двигательную реакцию. Вот почему мастер действительно отражает нападение и контратакует раньше, чем сам успевает подумать об этом. Однако выбор тех или иных движений (связок приемов) наш биокомпьютер может осуществлять лишь из числа тех, которые «закодированы» в психике. Чтобы «загнать» их туда, требуется многократная (не менее 10 тысяч раз)  отработка действий в похожих, но все же различающихся деталями ситуациях.

Иными словами, автоматизм действий в бою требует предварительной наработки определенных «клише» (матриц) движений. Такие клише тренированный человек может «выдавать» практически мгновенно после общего опознания характера ситуации. Установлено, что на опознание ситуации, осуществляемое правым полушарием, требуется всего лишь 60 миллисекунд, тогда как ее поэлементный анализ (работа левого полушария) занимает 320 миллисекунд. Но если, например, два удара идут один за другим с интервалом меньше этой величины, то человек физически не способен адекватно прореагировать на второй из них. Поэтому, всякий раз, когда он пытается понять ситуацию в деталях, опоздание с ответом неизбежно. И наоборот, воспринимая ситуацию в целом (не думая), на основе ранее отработанных и «закодированных» в подсознании схем (клише, матриц), боец успевает выдать ответную реакцию в кратчайший промежуток времени. Это и есть беспонятийное, автоматическое, интуитивное мышление мастера рукопашного боя. Доминирование правого полушария снижает чувствительность к боли, ослабляет критичность в оценке окружающей действительности. Соответственно, снижается выраженность реакций на реальную опасность, вплоть до полного пренебрежения ею. Если подобное состояние накладывается на безразличное отношение к смерти, на готовность сражаться до конца (что должно обеспечиваться самопрограммированием), то рождается удивительное бесстрашие. Человек перестает тогда обращать внимание на что бы то ни было, кроме того, что имеет прямое, самое непосредственное отношение к действиям противника. Зато все, что идет от врага, даже самые слабые сигналы (выражение глаз, мимика, микродвижения конечностей и тела, интонации голоса), воспринимается необыкновенно остро.

Вернёмся к понятию страха. Фрейд считал его реакцией на восприятие внешней опасности, связанным с рефлексом бегства, т.е. выражением инстинкта самосохранения. Страх зависит от состояния нашего знания. Например, не знающий боится звука выстрела, а знающий пули. Обычно реакция на опасность состоит из аффекта страха и защитного действия. Тем не менее, Фрейд разделял понятия «страх» «испуг» и «боязнь». Страх он относил к состоянию, не выраженному к объекту. Боязнь считал указывающей на объект. Особый смысл придавался испугу, считая его реакцией на действие опасности, когда не было готовности к страху. Можно сказать, что от испуга человек защищается страхом.

В рукопашном бою одним из методов борьбы со страхом является «медленный бой с тенью»- работа с воображаемым противником, где важна не скорость движений, а ощущение реальности присутствия врага. К нему близок медленный спарринг с партнером (партнерами) в мягкое касание. Соревновательные поединки с самыми разными противниками и по самым разным правилам - тоже элемент психологической подготовки, если только для вас важны не баллы и не призовые места, а собственное психическое состояние (работа на автопилоте). Впрочем, соревнования проводятся достаточно редко, поэтому кроме медленного спарринга на тренировках нужен еще и быстрый, в полный контакт. Конечно, требуется ежедневный аутотренинг. Не помешают и специальные упражнения, направленные на развитие смелости.

 
Духовное развитие личности: «Пространство и время»
«Упражнения для развития смелости и решительности»
Развитие аналитического мышления: «Тесты на логику»
«Упражнения для развития быстроты и точности зрительных, слуховых и осязательно-двигательных восприятий»
«Психологические особенности стрелковой подготовки»
Вверх